Евхаристия.
Разные взгляды на одно Таинство.
Святое Причастие одно из главных, если не самое главное, сужение церкви, установлено самим Иисусом Христом, во время Тайной Вечери, незадолго до Его смерти.
Записано в синоптических Евангелия от Мф 26:26-28, Мк 14:22-24, Лк 22:19.
-Термин «Евхаристия» используется в Православных, Католических и Англиканских Церквях. В протестантизме приняты названия – «Вечеря Господня», «Причастие», «Хлебопреломление».
Евхаристия или Вечеря Господня одно из таинств Церкви, которое существует в абсолютно всех христианских деноминациях и церквях.
В христианстве есть разные взгляды на причастие. Взгляды настолько разные, что порою одна христианская деноминация не может быть в евхаристическом общении с другой.
То есть они не могут и не будут принимать вместе причастие, быть участниками общей евхаристии или Вечере Господней, но тем не менее, они могут иметь другие общие Богослужения, молитвы и тд.
В разных деноминациях есть также разница чем причащаются верующие. В одних причащаются пресным хлебом и вином, другие могут использовать квасной, дрожжевой хлеб и вино, еще иные – пресный хлеб и виноградный сок.
Почему?
Пресный хлеб и виноградный сок – не имеют брожения и символизируют чистую, святую, безгрешную природу Иисуса Христа.
Дрожжевой хлеб и вино – имеет брожение, но это хлеб который мы едим каждый день, хлеб который поддерживает нашу жизнь, а Иисус Христос есть хлеб жизни.
Все это разное понимание имеет один корень- понимание и толкование причастия. Что такое причастие, и что такое хлеб и вино?
По сути вопрос в том, что означают слова: Сие есть?
“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.”
От Матфея 26:26-28
Все дискуссии ведутся над одним вопросом: – «Хлеб и Вино представляют или являются Телом и Кровью Иисуса Христа»?
И так, я хочу представить вам
несколько взглядов на евхаристию.
Все они разные, но все в рамках христианства.
Ортодоксальный взгляд.
Или взгляд ортодоксальных церквей.
Католические и Православные церкви с очень небольшой, я б сказал минимальной разницей, исповедуют учение – Пресуществление.
Пресуществление – означает изменение, преобразования сущности хлеба в сущность Тела Христа, а сущности вина в сущность Крови Христа. Это изменение, обращение осуществляется при евхаристической молитве священника, действии Духа Святого и слова Христа. Тем не менее, доступные для органов чувств свойства хлеба и вина, так называемые Евхаристические виды, остаются неизменными.
Разница в том, что католическая церковь верит, что хлеб и вино изменяют свои внутренние и внешние характеристики, а православные верят, что хлеб и вино изменяют только внутренние характеристики, не изменяя внешние характеристики хлеба и вина стают истинно Телом и Кровью Христа.
Предполагаю, что многие из вас возмутит такое объединение, но я не детально разбираю эти учения, а просто называю их. Поэтому, заранее прошу прощение.
Доктрина пресуществление окончательно сформировалась в католической церкви в 13 веке, в трудах Фома Аквинского. Бесспорно, идеи этого учения существовали раньше в отцов церкви.
Термин «Пресуществление» в православии сформировалась в конце 16 века. Ранее отцами православной церкви использовался термин «приобщения».
В Католических Церквях миряне причащаются облатками, то есть только пресным хлебом.
В Православных Церквях миряне причащаются из чаши, хлебом и вином. Хлеб находится в чаше с вином, вино немного разбавленное водой, так как на кресте была пролита кровь и вода.
Протестантские взгляды.
Учение Мартина Лютера
Мартин Лютер и реформаторы церкви отвергали учение о пресуществлении.
Мартин Лютер и его последователи верили и верят, что после молитвы священника Тело и Кровь Христа присутствуют в хлебе и вине и под видом хлеба и вина верующие принимают Тело и Кровь Спасителя.
Таким образом, причастник принимает элементы как хлеба и вина, так и истинных Тела и Крови Самого Христа.
Причастие принимается всеми верующими в двух видах: Тела (хлеб) и Крови (вино). Большинство лютеран отрицают сохранение Тела и Крови в хлебе и вине после окончания Евхаристии. Однако некоторые церкви считают, что освящённые хлеб и вино сохраняют элементы Тела и крови Христа.
Уильрих Цвингли.
Уильрих Цвингли также отверг учение о пресуществлении. Цвингли также отвергал, что прославленный Христос, пребывающий на небесах может присутствовать на земле в каких либо предметах, каким- то образом.
Цвингли и его последователи верили и верят в то, что после молитвы хлеб и вино на Вечере Господней не являются Телом и Кровью Христа, но символизируют тело и кровь Иисуса Христа.
Сам Христос на небесах и никогда не покидает небеса до своего второго пришествия. Его присутствие на Вечере Господней невозможно описать или передать словами: «телесно», «физически» и тд.
Вечеря Господня также обладает символическим, а не таинственным, мистическим значением.
Жан Кальвин.
Жан Кальвин также был согласен с Ульрихом Цвингли, что хлеб и вино не претерпевает никаких изменений и не являются буквально Телом и Кровью Христа во время Вечери Господней.
Евангельские церкви, реформатские церкви, последователи Жана Кальвина, пресвитериане и другие верят, что после молитвы и благословения священника хлеб и вино буквально остаются хлебом и вином, но через веру и силою Духа Святого Христос присутствует на Вечере Господней духовно. Иисус Христос не буквально, не материально, не символически, а духовно присутствует на Вечере Господней.
Верующие буквально принимают хлеб и вино, но верою, через действие Духа Святого приобщаются к Телу и Крови Христовой. Христос через Святого Духа дарует верующим благословение и истинное блаженство от Своего личного присутствия.
Хлеб и вино представляют тело и кровь, а не являются телом и кровью Христа.
В то же время отношение в протестантских Церквях к Вечере Господней в высшей степени трепетное и благоговейное. Евхаристия так же как и Крещение входит в число двух основных таинств (обрядов) христиан.
P.S. В заключение:
⁃ Ортодоксальные церкви верят, что хлеб и вино буквально являются истинным Телом и Кровью Иисуса Христа
⁃ Протестантские церкви верят в то, что хлеб и вино представляют истинное Тело и Кровь Иисуса Христа.
-V.
Видео версию можете просмотреть здесь